Доступная среда

    МКОУ Ватаженская ООШ - лагерь дневного пребывания детей
      О созданных специальных условиях отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

      Специальные условия отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечиваются через создание доступной среды, предоставление необходимого оборудования, технических средств и ассистивных технологий, а также подбор кадров. Эти условия создаются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации (ИПР). Цель — обеспечить возможность развития, укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей с учетом их индивидуальных потребностей.
      Ключевые аспекты создания специальных условий:
      • Доступная среда:
      • Физически адаптированные пространства: пандусы, лифты, специальные санитарные зоны для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
      • Продуманная инфраструктура лагерей и санаториев, учитывающая потребности всех детей.
      • Техническое и методическое обеспечение:
      • Специальные технические средства: оборудование для детей с нарушениями слуха, зрения, речи.
      • Ассистивные технологии: специальные программы и устройства для детей, помогающие им в повседневной жизни и обучении.
      • Методическое обеспечение: адаптированные программы и методики, учитывающие особенности развития детей.
      • Кадровое обеспечение:
      • Привлечение специалистов: педагогов, дефектологов, психологов, специалистов по реабилитации, способных работать с детьми с различными потребностями.
      • Обучение персонала: повышение квалификации для сотрудников, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидами.
      • Индивидуальный подход:
      • Основа для создания условий — заключение ПМПК и/или ИПР, где указываются индивидуальные потребности ребенка.
      • Адаптация мероприятий: организация досуга, оздоровительных и творческих занятий с учетом особенностей каждого ребенка.
      Цель создания таких условий:
      Обеспечить детям с ОВЗ и инвалидам возможность полноценного отдыха, оздоровления, развития творческого потенциала и укрепления здоровья, снизить барьеры в доступе к услугам и создать условия, способствующие их социальной адаптации.



      О созданных специальных условиях охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе условиях питания:

      Специальные условия охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов создаются на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида, включая доступную архитектурную среду, необходимое техническое и методическое оснащение, а также адаптацию образовательной программы и организацию обучения. Условия питания для таких детей также определяются в рамках этих документов, подразумевая индивидуальный подход к обеспечению диетическими потребностями.
      Основные компоненты специальных условий:
      • Доступная архитектурная среда:
      Создание безбарьерной среды, учитывающей потребности детей с разными видами нарушений.
      • Специальные технические средства и ассистивные технологии:
      Использование необходимого оборудования и технологий, помогающих в обучении и жизнедеятельности.
      • Методическое и дидактическое обеспечение:
      Наличие специальных образовательных программ, адаптированных под индивидуальные нужды детей.
      • Кадровое обеспечение:
      Наличие специалистов, обладающих необходимой квалификацией для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
      • Адаптированные образовательные программы:
      Содержание образования и условия обучения определяются в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и, для детей-инвалидов, с их индивидуальной программой реабилитации (абилитации).
      Организация питания:
      • Условия питания являются частью специальных условий и разрабатываются с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
      • Конкретные условия питания, включая диетические требования, определяются в рекомендациях ЦПМПК и индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида.
      • Образовательные организации обязаны создавать эти условия для обеспечения здоровья детей.
      Основания для создания условий:
      • Психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК):
      Заключение комиссии является основанием для создания специальных условий.
      • Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА):
      Для детей-инвалидов ИПРА является дополнительным документом, определяющим специфические условия, включая вопросы питания.
      Таким образом, специальные условия охраны здоровья и питания для детей с ОВЗ и детей-инвалидов представляют собой комплексный подход, основанный на документах медицинского и образовательного характера и направленный на создание максимально благоприятной среды для развития и обучения.



      Об условиях для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания:

      Условия хранения лекарств и продуктов питания включают контроль температуры и влажности, защиту от света, использование стеллажей и поддонов, а также отдельные зоны для сильнодействующих и ядовитых веществ. Основные правила: хранить в соответствии с инструкциями на упаковке, поддерживать чистоту и порядок, разделять препараты по категориям и отслеживать сроки годности, а также использовать холодильники для термолабильных средств.
      Температурный режим
      • Общие условия:
      Большинство препаратов хранят при комнатной температуре (от +15°С до +25°С).
      • Прохладные и холодные условия:
      «В прохладном месте» означает от +8°С до +15°С, а «в холодном месте» (холодильник) – от +2°С до +8°С.
      • Термолабильные средства:
      Хранятся в холодильных камерах, шкафах или холодильниках.
      Влажность и свет
      • Относительная влажность: Не должна превышать 65%, если не указано иное на упаковке.
      • Темное место: Означает защиту от дневного света.
      Условия хранения
      • Использование мебели:
      Применяют стеллажи, шкафы и поддоны. Нельзя хранить медикаменты на полу без поддонов.
      • Порядок на полках:
      Лекарства нужно размещать на стеллажах, не более 1,5 м в высоту, если нет механизированных средств.
      • Раздельное хранение:
      Ядовитые и сильнодействующие препараты требуют хранения в сейфах, шкафах под замком.
      • Гигиена помещений:
      Помещения должны быть чистыми, без посторонних запахов.
      Дополнительные требования
      • Упаковка:
      Используется упаковка, соответствующая требованиям нормативной документации.
      • Срок годности:
      Необходимо внедрять систему учета для препаратов с ограниченным сроком годности.
      • Идентификация:
      Забракованные лекарства должны быть четко идентифицированы и храниться отдельно.



      О специально оборудованных помещениях и объектах, приспособленных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе спортивных объектах:

      Специально оборудованные помещения и объекты для детей с ОВЗ и детей-инвалидов должны соответствовать их потребностям, включая адаптацию учебных мест, использование технических средств, обеспечение доступной среды (пандусы, лифты), а на спортивных объектах — специальное оборудование и инфраструктуру, например, безбарьерную среду и адаптированные тренажеры. Организация таких условий основывается на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также на индивидуальной программе реабилитации (ИПРА).
      Особенности специально оборудованных помещений
      • Адаптация учебного пространства:
      Оборудование рабочих мест, учитывающее индивидуальные особенности ученика, например, специальные парты для детей с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата.
      • Технические средства обучения:
      Использование специализированного оборудования, такого как аудиотехника для слабослышащих, программы для слабовидящих или интерактивные доски.
      • Доступная среда:
      Обеспечение безбарьерного доступа ко всем частям здания и территории, наличие пандусов, подъемников, поручней, адаптированных санузлов и игровых зон.
      Особенности спортивных объектов
      • Адаптация спортивного инвентаря:
      Использование специальных тренажеров и оборудования, например, для детей с нарушениями зрения или для тех, кто пользуется инвалидной коляской.
      • Создание безбарьерной среды:
      Установка адаптированных раздевалок, душевых, трибун и других сооружений, обеспечивающих доступность для всех.
      • Специализированные зоны:
      Возможно, наличие специальных зон для реабилитационных занятий, которые могут быть оборудованы с учетом потребностей детей с различными нарушениями.
      Основания для создания условий
      • Заключение ПМПК:
      Основным документом, определяющим необходимость и характер специальных условий, является заключение ПМПК.
      • Индивидуальная программа реабилитации (ИПРА):
      Для детей-инвалидов в ИПРА содержатся рекомендации по созданию специальных условий, которые также учитываются при организации образовательного процесса.



      О материально-технических средствах обучения и воспитания, соответствующих возможностям и потребностям детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

      Материально-технические средства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов включают адаптированную образовательную среду, специальное оборудование (интерактивные доски, компьютеры, принтеры, проекторы), цифровые лаборатории, спортивный инвентарь, а также ассистивные технологии. Выбор конкретных средств зависит от особенностей развития каждого ребенка и определяется адаптированной образовательной программой (АОП) и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
      Основные категории материально-технических средств
      • Информационно-техническое оборудование:
      • Компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, МФУ.
      • Интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры.
      • Цифровые лаборатории.
      • Аудио- и видеоматериалы.
      • Спортивное оборудование:
      • Гимнастическое оборудование, спортивные снаряды.
      • Мячи, лыжи и другой инвентарь, адаптированный для детей с ОВЗ.
      • Ассистивные и специальные технологии:
      • Технические средства для коррекции нарушений слуха (например, радиоклассы, усилители).
      • Специальные средства для развития когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей детей.
      Что необходимо для выбора
      • Индивидуальная образовательная программа (АОП):
      Содержание образования и условия обучения определяются именно АОП.
      • Рекомендации ПМПК и МПК:
      Эти комиссии дают рекомендации по созданию специальных условий, включая оснащение.
      • Индивидуальная программа реабилитации (ИПР):
      Для детей-инвалидов в ИПР также прописываются необходимые технические средства реабилитации.
      Примеры использования
      • Для детей с нарушением слуха:
      Учебные помещения оснащаются акустическим оборудованием (усилители, колонки), электронными досками, мультимедийными системами.
      • Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
      Доступная архитектурная среда, адаптированное спортивное оборудование.



      Об условиях беспрепятственного доступа к водным объектам:

      отсутствует



      Об организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, нуждающихся в таком сопровождении, ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе передвижения с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи:

      Организация сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов ассистентом (помощником) осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) инвалида, включающей помощь в использовании технических средств, самообслуживании и передвижении. Деятельность ассистента направлена на поддержку ребенка в бытовой, образовательной и социальной сферах, что позволяет ему более эффективно участвовать в жизни общества.
      1. Основания для организации сопровождения
      • Заключение ПМПК:
      Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ является заключение ПМПК, определяющее потребности ребенка в сопровождении.
      • Индивидуальная программа реабилитации (ИПРА):
      Для детей-инвалидов требуется наличие ИПРА, в которой прописываются необходимые виды помощи и реабилитационные мероприятия, включая использование технических средств.
      2. Роль ассистента (помощника)
      Ассистент по оказанию технической помощи — это специалист, который помогает детям с ОВЗ и инвалидам:
      • Использовать средства технической реабилитации:
      Например, протезы, ортезы, коляски, коммуникаторы и другие вспомогательные устройства.
      • Справляться с функциями самообслуживания:
      Помощь в одевании, приеме пищи, гигиенических процедурах.
      • Обеспечивать передвижение:
      Поддержка при передвижении в пространстве, в том числе на улицах и в помещениях.
      • Организовывать бытовую и учебную деятельность:
      Помощь в ведении записей, подготовке рабочего места, организации режима дня.
      3. Этапы организации сопровождения
      • Прохождение ПМПК/МСЭ:
      Родители или законные представители ребенка обращаются в ПМПК для получения заключения, а при наличии инвалидности — в бюро медико-социальной экспертизы для оформления ИПРА.
      • Предоставление документации:
      Заключение ПМПК и/или ИПРА предоставляются в образовательное или иное учреждение, где будет организовано сопровождение.
      • Выбор и подготовка специалиста:
      После определения потребности в сопровождении, происходит подбор и назначение ассистента (помощника), который обладает необходимыми навыками и квалификацией.
      • Организация работы:
      Специалист осуществляет свою деятельность в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА, обеспечивая комплексную поддержку ребенка.



      О возможности самостоятельного передвижения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по территории Организации отдыха, включая вход в размещенные на территории объекты и выход из них:

      Главный вход в МКОУ Ватаженская ООШ оборудовано пандусом



      О возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты и выходом из них, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи:

      Информация о возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты и выходом из них, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи



      О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

      особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом Организации (разработан и адаптирован с учетом потребностей слабовидящих людей (версия для слабовидящих)) и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.



      О размещении оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам и услугам, исходя из ограничений их жизнедеятельности:

      организация постепенно внедряет элементы безбарьерной среды.



      О дублировании необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также о наличии надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля:

      в Организации отдыха имеется при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.



      О допуске и условиях перемещения (нахождения) на объектах Организации отдыха собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения:

      вход с собакой-проводником разрешен при предоставлении соответствующих документов. Условия пребывания животного на территории обсуждаются индивидуально.